Рост растительных альтернатив в России. Окончание
Растительные продукты универсальны, они подходят не только вегетарианцам. Спортсменам интересна белковая пища и насыщение, к которому она приводит. Постящиеся могут употреблять эту пищу в пост, так как там нет животных ингредиентов.
Заботящихся о здоровье привлекает отсутствие животных жиров и холестерина, большое количество клетчатки. Думающих об экологии — меньший вред, который наносит природе производство растительной пищи.
Кстати, именно по этой причине на западе все чаще отказываются от термина «веганский» или «вегетарианский», заменяя его просто «растительный».
У нас же пока большая часть пропаганды направлена на вегетариантство, как сознательный отказ от мяса. А следовало бы большее внимание уделять другому течению в здоровом питании — флекситарианству.
Флекситарианцы
Этой теме мы уже посвящали публикации, где о флекситарианстве писали подробно.
Флекситарианцы — движущая сила спроса на растительные аналоги.
Кто они? Это люди, которые не отказываются полностью от мяса, они его могут есть. Но иногда, если захочется. Предпочитают они растительные продукты. И таких людей становится все больше в России.
В отличие от Запада, где растительным продуктам выделены отдельные полки (хотя от этого начинают отказываться, делая посыл, что растительная — это нормальная здоровая пища и в отдельном представлении она не нуждается), в России широкий выбор растительных альтернатив представлен в специализированных магазинах типа «Азбуки вкуса», «ВкусВилла» и некоторых других. Но растительные аналоги можно купить и в самых обычных магазинах.
Что не дает развиваться сегменту растительных альтернатив в полной мере?
Прежде всего, конечно, спрос. А спрос растет не так быстро из-за высокой цены. Конечно, сказывается и непривычный вкус, и отсутствие выбора, но главное — цены. Россияне не привыкли платить высокую цену за растительные продукты, а пока такие аналоги стоят не ниже, а зачастую и выше животных продуктов.
Появляющаяся периодически информация о ненатуральности вкуса — это домыслы, слепые тесты опровергают все претензии, даже рестораторы не всегда в состоянии отличить по вкусу растительный продукт им предлагают или животный.
Много претензий и к ассортименту. Растительное молоко уже популярно, его многие потребляют с удовольствием, растительный фарш тоже пользуется спросом. На выпуске этих продуктов и сосредоточено внимание производителей. Разнообразить ассортимент за счет, например, стейков или яиц, производители не хотят из-за рисков малого спроса. Хотя риски преувеличены, ведь большинство растительных продуктов можно делать на том же оборудовании, что и продукты из животных.
Заключение
Рынок растительных альтернатив в России растет примерно на 15% в год. Темпы могут стать выше. Для этого надо работать с мышлением россиян. Для многих наличие мяса и мясных продуктов в доме — символ благополучия. К тому же еще работают старые стереотипы. Многие отказывают семье, например, во фруктах, чтобы купить достаточно дорогое и не самое полезное сливочное масло.
Пропаганда здорового образа жизни — это в том числе и переход на здоровое питание, а здоровое питание — это преимущественно растительная пища, по последним рекомендациям насыщенных жиров в рационе должно быть не более 6% от общей калорийности рациона. В России же показатель доходит до 20%. Питание россиян никак нельзя назвать здоровым.