Синдром ночного аппетита: о «голодных играх», которые в темноте интереснее
Утренний завтрак вызывает дурноту, день пролетает в суматохе и стрессе, ночь – в бессоннице, а вот далеко за полночь наступает пир… не на весь мир, а индивидуальный, после которого в обязательной программе – муки совести за собственное слабоволие? Более половины суточной нормы калорий приходится на время «от заката до рассвета» (какое там «после шести вечера»), нередко это сопровождается расстройствами сна и полуночными одинокими рейдами к холодильнику. При этом подчистую сметается всё самое вкусное и вредное – жирное, сладкое и мучное. Наутро завтрак вызывает дурноту, день пролетает в суматохе и стрессе… и так по кругу каждый (почти) день.
Знакомая картина? Вините себя в мягкотелости (да и уютный слой жира недвусмысленно намекает)? А вдруг Вы жертва, а не виновник? И относитесь к тем самым 9% населения Земного шара, которые, вне зависимости от пола и возраста, страдают от синдрома ночного питания (СНП)? В США Night eating syndrom (сокращенно – NES) признано заболеванием и официально внесено в классификатор психических расстройств.
Впервые феномен СНП был описан в 1955-м году Альбертом Станкардом – профессором Медицинской школы Пенсильванского университета, специалистом в области проблем переедания. Cтанкард и другие учёные в ходе многолетних исследований диагностировали у «полуночников»-СНП-шников гормональный дисбаланс, который и приводит к сбою в биоритмах, а следовательно, и к нарушениям обмена веществ. Гормона «сытости» лептина и «снотворного» мелатонина у пациентов с этим диагнозом недостаточно, а «стрессовый» кортизол повышается в течение всего дня и ночи. Таким образом, особенностью этого диагноза является его разнонаправленность: оно затрагивает пищевую, психическую, неврологическую и физиологическую сферы жизни человека.
Подавляющему большинству любителей поесть на ночь свойственно ожирение – прямое следствие обжорства. Многие из них запрограммированы на то, что если они не заполнят желудок, то не смогут заснуть. Хотя доподлинно установлено, что ночные трапезы крайне вредны: они, наряду с лишним весом, «откармливают» высокое кровяное давление, диабет, заболевания сердечно-сосудистой системы.
Переедающие «полуночники» относятся к той группе людей, которых, как правило, не волнуют вопросы ожирения и здорового питания. Вопреки этому люди с диагнозом «СНП» обычно очень стесняются своих «ночных похождений», поэтому заниженная самооценка, комплекс вины и депрессия, обостряющиеся ближе к вечеру, – нередко привычный для них эмоциональный фон.
Так как заболевание имеет комплексный характер поражающего воздействия, то и блокировать «ночной дожор» нужно тоже с разных сторон. Групповая и индивидуальная психотерапия призваны повысить стрессоустойчивость, скорректировать поведенческие паттерны, провоцирующие вредные пищевые привычки. Гормональные добавки помогут справиться с химическим дисбалансом в организме, а антидепрессанты (ингибиторы обратного захвата серотонина) – понятно, с чем.
Ну и, конечно, диета. В первую очередь рекомендуется переключиться на дробное питание – питаться небольшими порциями с перерывом в 2-3 часа. И в обязательном порядке – плотный завтрак, включающий в себя клетчатку и белки: необходимо подружиться с творогом и сыром, постным мясом и рыбой, бананами, изюмом и орехами. Последний приём пищи – лёгкий и не позже, чем за три часа до сна. Если предчувствуете, что с приходом темноты контроль точно ослабнет, оставляйте в зоне досягаемости от кровати лёгкий перекус и стакан кефира, морса или воды. Слишком строгие диеты в данном случае не сработают, поскольку с высокой долей вероятности приведут к обратному эффекту – срывам, особенно после того, как не удалось сходить на кухню «просто водички попить», и вы в очередной раз проиграли холодильнику со счётом «1:0».
И ещё. Важно не путать синдром ночного питания с сомнамбулизмом, когда человек ходит во сне, ест, не просыпаясь, и наутро не помнит ничего из того, что он делал. Лунатикам помочь могут только специалисты.