Кризис как повод переехать в деревню
Как ни странно, санкции в какой-то степени пошли на пользу России: люди возвращаются к своим истокам – в деревни. В основном это те, которые планировали переезд, но все никак не решались на исход.
«Чистое небо» - экопоселение в Псковской области, где сейчас проживает порядка 30 семей. Одни из первопоселенцев – питерцы Речаевы. Глава семьи – программист, что позволило ему не бросить работу, он работает на отдаленке. Но, по словам Владимира, непременно бросит, как только заработает в полной мере пасечное хозяйство. Сейчас они держат небольшую пасеку, продают цветочный мед. Но посадили липовую аллею, мед будет самый лучший – липовый!
Вернемся немного назад, к началу. Владимир говорит, что главная проблема – страхи, что я не смогу. Разве он, офисный работник, мог представить, что сможет сам построить дом за одно лето? Смог! Дом на вид совсем европейский: стены от пола, терраса, совсем не российская мансарда…
Сотовой связи нет. Но вайфай не хуже московского… В первый год не было централизованного электричества. Родственники и знакомые считали, что семья вернется в город. Пережили с помощью генератора. К весне протянули провода от дома аборигена.
Кстати об аборигенах. Как опустел этот край? Коллективизация отправила в ссылку всех зажиточных хозяев. Война сожгла все деревни – полоса отчуждения, чтобы партизанам трудно было подобраться к поселениям, где квартировали немцы. Потом послевоенное укрупнение неперспективных деревень. Их земли получали статус «рискованного земледелия», то есть развивать здесь даже сельское хозяйство считалось убыточным.
На первопоселенцев они смотрели, как на диво-дивное. Деревня вымирающая, все, кто хоть немного пошустрее и сообразительнее, уехали в город. Так что, можно сказать, что деревня еще и деградировала. Естественный отбор…
Не сажали люди ничего, кроме картошки, причем считали, что так было всегда.
Но ведь жили здесь люди! И неплохо жили! Такой вывод сделали поселенцы, расчищая земли и обнаруживая огромные крепкие фундаменты домов, от которых не осталось даже воспоминаний.
Да и первый год подтвердил: на этой земле растет все! До самого горизонта тянутся ухоженные грядки… Вот оно, экологически чистое и самое здоровое питание!
Кажется, что здесь нет людей, тишина оглушающая. Но это только кажется. Просто с соседями легче связаться по интернету, чем докричаться. Участки здесь от 4-х до 10-ти гектаров.
Ко времени пришелся федеральный закон «О Родовом Поместье», благодаря которому семья может приобрести в собственность землю (не менее 1 га на семью) за небольшие деньги (каждый регион устанавливает свою стоимость, но есть «потолок»).
Владимир говорит, что ему земля обошлась в 180тыс рублей и в 250тыс – дом.
Сейчас в поселении 30 семей, поэтому регион провел электричество, сделал дорогу (это входит в обязанности региональных властей по выполнению закона).
Основной причиной переселения Владимир называет невозможность изменить городскую среду под себя. Конечно, можно посадить дерево и даже облагородить двор. Но ради чего и кого? Дети все равно вырастут и не будут жить здесь, потому что квартиру невозможно растянуть. Это удручает. На земле видишь перспективу и можешь построить будущее.
Очень часто задают вопрос: а как же культура, музыка, театры? А как часто посещает театр среднестатистический городской житель? В лучшем случае, раз в месяц. Когда практически решена логистическая проблема, многие семьи имеют машины, есть дороги, лучше жить на природе и раз в месяц ездить в город на концерт, чем жить в каменных джунглях и несколько раз в год выбираться на природу…
Конечно, не стоит обольщаться, работа на земле – громадный труд, особенно если с этой земли ты хочешь обеспечить себя. Именно это приводит к разделению труда. Вначале все берутся за все, но потом понимают, что нельзя объять необъятное, специализация – выход для процветания.
В их поселении есть молочная ферма (коровы и козы), сыроваренный заводик, мельница, ферма по выращиванию лекарственных трав, пасека, уже есть договоры о поставе экопродуктов в рестораны здорового питания. Юлия, жена Владимира, занимается сбором иван-чая и продает его через интернет.
Их «Чистое небо» совсем молодое. Но поселенцы верят, что у них есть будущее.
Каждый год в палатках живут экотуристы. Местные их обеспечивают бесплатной едой, интернет-связью, некоторыми городскими удобствами. Туристы же работают безвозмездно в качестве подсобной силы, если в ней есть необходимость (а она есть). В основном, это люди, которые присматриваются: а смогут ли они так? Как оказалось, присматриваются не только россияне. Здесь есть англичане, итальянцы. Правда, на них закон не распространяется, но взять землю в аренду они могут. А если понравится, то останутся и примут гражданство РФ.
Вдохновляет, ни одна семья из «Чистого неба» не уехала. А детей уже здесь больше, чем взрослых. Надо задумываться о детском саде. Как быть со школой? Программист Владимир считает, что с начальным образованием детей справятся они сами, дети будут сдавать экзамены экстерном. А дальше придется детей возить в школу. Автобус уже есть, он ездит в город два раза в день…
Десять лет назад казалось, что эти псковские земли никому не нужны даром, что их уже ничто и никто не спасет. Но все сложилось по-другому.
К пришельцам здесь пока еще относятся настороженно, ведь это люди из прошлого, от которого поселенцы отказались. Своего благополучия они добились, пройдя тяготы и лишения. Они свой мир строили сами. И совсем нелегко выжить на земле людям с городскими привычками…
В России сейчас порядка 300 родовых поместий, появляются новые… Один из поселенцев говорит: «Я учился полжизни. И куда пришел? На землю, потому что без нее никак. Дети уедут в город? Может быть. Но они непременно вернутся, потому что здесь красиво, здесь душа отдыхает».
Что будет дальше? Конечно, часть людей вернется в город. Но с большой вероятностью из городов люди потянутся к земле. И чем выше прогресс, тем скорее это станет происходить. Именно так должно быть, чтобы мир не рухнул.