ТОП Лучшие мировые фотопроекты о еде

Фотопроекты, главными героями которых стали не люди, не животные и даже не предметы. А самые настоящие продукты. Ведь это не просто еда, а ещё и культура, история, и, как выяснилось, даже психология мегаполисов.
«Стереотипы о завтраках»
Оливер Шварцвальд

Немецкий фотограф Оливер Шварцвальд лучше, чем кто бы-то ни было другой, знает, что у людей есть стереотипы по поводу национальной кухни и привычек питания в каждой стране. В своей жизни он видел немало фотографий английского завтрака с овсянкой и тостами на столе и русского – с красной икрой и водкой. Журнал «Feld Homme» заказал фотографу необычную фотосъёмку еды, где попросил преподнести устоявшиеся клише о завтраке в разных странах по-новому. И он справился. Оливер решил использовать гравитацию: снял типичный завтрак в движении. У него в путь отправляются сосиски, замирает круассан, в неподвижности застывает в сантиметре над столом сигарета. Так-что по новому зазвучал и кофе парижским утром, и шведская селёдка, и русская стопка, опрокинутая под крик петуха. Надо сказать, что эта работа для фотографа не дебют. Он снимает еду всю свою жизнь, его фотографии – это смесь натюрморта и движения. Оливер – обладатель сразу нескольких премий: «Lead Award» (золото) в 2004, «The iF communication design award 2007» в 2009 и «KTR award in Poland» (серебро).
«Голодная планета»
Питер Мензель

Фотограф Питер Мензель целый год вместе со своей женой и соавтором-фотографом путешествовал по миру и знакомился с семьями в разных странах. Каждой семье он задавал всего два вопроса: что они едят и сколько денег тратят на покупку продуктов в неделю. Проект обошёлся Менцелю в 600 тыс. долларов. По итогам поездки он издал фотоальбом, который принёс ему 2 млн. долларов. Это настоящее фотографическое исследование, которое показывает, что реально едят среднестатистические семьи в каждой стране. Оказалось, что в Германии на еду у семьи из 4 человек уходит в неделю 375,39 евро, а на другом конце земли – в Чаде семья из 6 человек тратит 1 евро. Рацион кардинально отличается. Если немцы могут позволить себе мясо, хлеб, овощи и алкоголь, то африканцы из лагеря беженцев не могут купить ничего кроме круп, которые разводят в воде.
«В Вашем холодильнике»
Стефани де Руж

Фотограф побывала в 45 квартирах в Нью-Йорке и Париже, каждый раз, приходя в гости, она просила открыть холодильник, чтобы узнать, чем питаются обитатели дома. В итоге, ей удалось понять, как на самом деле живёт мегаполис: что едят люди, у которых есть семья, и что едят одинокие. Она побывала дома у французского актёра, который живёт один: в холодильнике у него нет почти ничего, кроме алкоголя и йогуртов. У одинокой школьной учительницы, которая готовит впрок. У семейной пары из Нью-Йорка, у которой помимо еды нашла на полке холодильника куклу Барби, которая по понятной только им двоим причине, является символом их любви. Стефани де Руж уже давно работает в жанре документальных снимков для «New York Times». Проект так заинтересовал читателей, что Стефани решила в ближайшее время сделать новые снимки и в других крупных городах.
«Мировые шедевры живописи из капусты»
Ju Duoqi

Китайская художница Ju Duoqi уже давно вошла в лигу лидеров мирового современного искусства. В этом ей помогли капустные листы и жёсткий сарказм, которым пропитаны её работы. Фотографу принадлежит серия снимков-пародий на классику живописи. Все инсталляции сделаны вручную. К примеру, воссоздавая картину Рембрандта «Урок анатомии доктора Тульпа», китаянка не постеснялась подложить в качестве тела обследуемого распростёртую тыкву. Картину «Смерть Марата» Жака Луи Давида, она издевательски окрестила «The Death of the Cabbage Head». Под горячую руку фотографу попались и «Тайная вечеря» Да Винчи, и «Бурлаки на Волге», и «Свобода на баррикадах» и другие шедевры. Впрочем, закончив фотопроект, китаянка призналась, что без зазрения совести съела все все свои «шаржи».
«Foodscapes»
Карл Варнер

В это трудно поверить, но фотопроект создан вручную. Фотограф и художник Карл Варнер составлял композиции из овощей, фруктов, орехов и скорлупы прямо на столе своей студии. Каждый натюрморт размером примерно 2,4 на 1,2 метра. И что очень важно: все продукты, которые нужны для фото, свежие. Никаких увядших листьев, подгнивших яблок или чёрствого хлеба. Компьютерная графика использовалась только частично, например, для создания подсветки или затемнения некоторых участков пейзажей. Карл Варнер создал совершенно новый жанр, который подхватили молодые дизайнеры. Свою работу он назвал «Foodscapes», что в переводе с английского – комбинация слов «еда» и «ландшафты». Леса, моря, горы фотограф делает из продуктов питания. Вечернее небо – из листьев красной капусты. Деревья – из петрушки с хреном. Стога сена формирует из поджаренного миндаля. Красноватые волны моря и закат Карл Варнер делает из филе лосося, камни – из картофеля и хлеба. Креативная работа фотографа обеспечила его достатком на долгое время – фотопроект у него купила сеть британских супермаркетов. По расчётам маркетологов, рекламная компания со съедобными картинами способствовала росту продаж.
«Последняя еда смертника»
Джонатан Камбурис

Фотопроект представляет собой серию снимков последней еды казненных преступников на фоне их фотографий. Казнь разрешена в 33 штатах. Больше всего их совершено в Техасе – 493 из всех 1325 почти за 40 лет. Сегодня смертной казни дожидаются в камерах ещё три сотни людей. Поэтому вопрос боле чем актуален. Стейси Ламонт Лоутон, которого осудили за вооруженное ограбление, угон машины и убийство в 1992 году, попросил банку маринованных огурцов с укропом. Серийного убийца Тед Банди съел стейк, яйца, картофельные оладьи и кофе. Джон Уильям Эллиот, которого приговорили к казни за убийство попросил напоследок чашку чая и шесть кусочков печенья. Фотографа на создание проекта вдохновила история о террористе Тимоти Маквее. Он взорвал здание в Оклахома-Сити ещё в 1995 году – погибло 168 человек. Мстил правительству США за несправедливую политику. Перед смертью он попросил принести ему мятное мороженое с шоколадной крошкой.
«Сбалансированное питание»
Элена Мора и Карстен Вегенер

Еда должна быть сбалансированной, и это не только правильное сочетание животных и растительных жиров, медленных углеводов и быстрых, мясных белков и ореховых. Элене Мора и Карстен Вегенер удалось показать, что действительно полезные ингредиенты даже в гравитации занимают те места, которые положено. Они подготовили и отсняли целую серию фотографий в качестве иллюстраций к поваренной книги. Внимание сосредоточено не на готовых блюдах, а именно на ингредиентах, которые нужны для их приготовления. На детальки разобраны: яблочной пирог, овощной суп, нежнейший лосось с лимоном и многое другое. Все они соединены множеством приспособлений: ложечками, лесенками, флажками, и, при этом, балансируют в воздухе.
«Съедобные аксессуары»
Фульвио Бонавиа

История этой невероятной коллекции одежды из продуктов началась с того, что новозеландский шеф-повар Пета Матиас решила написать очередную кулинарную книгу, но в этот раз она задумала снабдить её красочными иллюстрациям. На роль художника был приглашён известный фотограф Фульвио Бонавиа, который прославился благодаря своим работами для таких гигантов как «Jaguar», «BMW», «Saab», «Alfa Romeo», «Daimler-Chrysler», «Audi», «Adidas», «Heineken», «Swatch». Фульвио Бонавиа предложил идею «Если не хотите это есть – наденьте это!». И создал серию фотографий «Съедобные аксессуары». Сумочка из сочных ягод малины, босоножки с арахисовыми ремешками, поясок из макарон, балетки из баклажан – всё это Фульвио Бонавиа сделал сам, собственными руками и овощей, фруктов, ягод и других продуктов. Это не компьютерная графика – это труд и тщательная обработка материала, который «живёт» всего один день. Вышедшая в 2008 году книга «A Matter of Taste» («Значение вкуса») приобрела невероятную популярность во всём мире, во многом это заслуга художника.
«Миниатюрный мир»
Акико Ида и Пьер Жавель

Этот творческий дуэт создал один самых популярных фотопроектов в мире, который пришёлся по душе представителям практически всех возрастов и профессий. На фотографиях изображена разнообразная еда, где живут и занимаются своими делами маленькие оловянные человечки. Все они сделаны вручную, поэтому, можно только догадываться о том, сколько труда и сил авторы вложили в из создание. Здесь есть и мини-космонавты, которые исследуют карамельную корочку мороженого, и альпинисты, которые покоряют хворост, посыпанный сахарной пудрой. Атлеты, строители, словом – это мини-мир, в котором живём мы сами. Авторы называют свой творческий союз «Minimiam». Один из основных приёмов фотопроекта – изменение глубины резкости их фотографии. Фото всегда состоит из двух частей. Первая показывает происходящее не полностью, вторая – более крупный план – показывает развязку. Никаких компьютерных трюков, только оловянные фигурки, вкусные продукты, фотоаппарат – и мы попадаем в совершенно иллюзорный мир.
