Транспортная система в организме человека
Удивительно, но многие приборы, машины, механизмы устроены по принципу живого: самолёт напоминает птицу, подводная лодка-рыбу. А вот метрополитен очень напоминает транспортную систему в организме человека, благодаря которой вещества, полученные из пищи, доставляются к каждой клеточке и обеспечивают жизнь. Поступившие вещества могли бы сами добраться до нужной точки, так делают углеводы и белки, но вот незадача – с жирами такое не пройдёт. В организме среда водная, а жир в воде не растворяется. Значит, нужен поезд, на котором можно попасть туда, куда нужно. Этот поезд называется липопротеиды: стенки вагонов в нём делают из белков, в них и подсаживается жир и мчится по туннелям кровеносных сосудов.
У нашего внутреннего метро несколько веток, по которым ежедневно к клеткам и органам курсируют такие поезда. И утром и вечером на платформах толпятся пассажиры, ожидая свой поезд. Но иногда случаются нестыковки: устав после работы, можно ошибиться, сесть не на ту ветку, или же могут возникнуть проблемы с самим поездом. Давайте попутешествуем по нашему внутреннему метрополитену.
Итак, мы на первой станции со звучным названием «Из Тканей Кровеносных Сосудов и Тканей Органов – в Печень!» Здесь до точки назначения – станции «Печень» пассажиров домчит скорый поезд ЛПВП. А означает эта аббревиатура липопротеиды высокой плотности – чем больше белка в нём, тем плотнее стенки. Когда холестерин поступил к нам с продуктами, он тут же садится на поезд ЛПВП и едет на работу в «Печень» - там ему предстоит делать желчные кислоты для того, чтобы человек мог переваривать жиры. На промежуточных станциях подсаживаются и выходят трудолюбивые рабочие Фосфолипиды, отправляясь строить мембраны клеток – защитные оболочки, которые не дают клетке «растечься».
По этому маршруту пытается курсировать и другой поезд – ЛПНП – липопротеиды низкой плотности, но никогда ещё он не достигал цели. С ним всегда случаются неприятности из-за того, что этот поезд предназначен для идеальных туннелей, а в этом государстве с подземными дорогами проблемы: есть повреждения рельс, ЛПНП останавливается, не может ехать дальше. Пассажиры выбегают наружу: на ЛПНП по организму передвигается холестерин. Поезд перегородил дорогу, движение прекратилось, а перепуганная группа холестеринов, обнявшись, забивается в уголок в туннеле, к ним подбегаю и другие пострадавшие все они объединяются в бляшку. Так в нашем организме происходит образование отложений холестерина: холестерин не доезжает до точки назначения и накапливается на стенках артерий, если они повреждены курением или сильным давлением. Развивается атеросклероз: случается инфаркт, инсульт. Всё зависит от пути, на котором случилась авария: в сосудах сердца – инфаркт, в сосудах мозга – инсульт.
Вторая ветка метро – «Из Печени в Жировую Ткань и Мышцы!». Тут курсирует поезд ЛПОНП - липопротеиды очень низкой плотности. Пассажиропоток небольшой. Триглицериды – вещества, которые служат источником энергии в организме, покидают родную станцию, едут служить в запас в Жировую Ткань; уезжает небольшая компания холестерина – на работу в Мышцы.
Третья ветка – «Из Кишечника в Печень, Жировую Ткань и Мышцы!». А вот здесь пассажиропоток более солидный – это ведь единственный поезд, который идёт из Кишечника! Триглицериды отправляются из запаса на настоящую службу – на атомную станцию Мышцы, где они должны будут ежедневно обеспечивать энергией весь Организм! Все они едут на поезде «Хиломикрон». Однако «Хиломикрон» - очень большой поезд с крупными вагонами, такие на Атомную станцию пускать небезопасно – мало ли что. Поэтому на перроне их встречает Липопротеинлипаза – сотрудница, которая высаживает пассажиров и потихоньку провожает их небольшими группами на работу. Липопротеинлипаза – фермент, который расщепляет триглицериды, благодаря чему они легко проходят в клетку и выполняют там своё предназначение – выступают как топливная энергия в организме.
Когда поезда совершают разовый маршрут, они возвращаются на базу – там они могут перестраиваться. Например, служащие метро запросто переделывают ЛПОНП в ЛПНП – всего-то стены потолще сделать надо.
А потом поезда вновь отправляются на ветки и мчатся по кровеносным сосудам. Так и работает наше внутреннее метро.