Жизнь после коронавируса: проблемы, тенденции и перспективы продовольственного сектора
После первого всплеска потребительской паники и «гречневого ажиотажа» наступило время задуматься о том, как на продовольственном рынке складывается ситуация сейчас и что нас ожидает в более-менее долгосрочной перспективе.
Что происходит?
Практически исчез сегмент HoReCа, поскольку заведения общественного питания (рестораны, кафе и гостиницы) закрылись. Теперь многие больше готовят дома, в связи с чем наблюдается наплыв покупателей в супермаркетах.
Снижается покупательская способность на фоне финансового кризиса в мире: многие россияне попали под сокращение или находятся в вынужденном отпуске, доходы населения резко упали. По самым щадящим прогнозам, под удар безработицы попадут до 8 миллионов россиян. Сейчас для многих людей товары не первой необходимости – роскошь. Так, агентство Bloomberg фиксирует резкое падение спроса на кондитерские товары.
Динамика потребительских предпочтений складывалась следующим образом: «В марте — апреле текущего года значительно увеличился спрос на товары длительного хранения всех категорий: крупы, макароны, консервы, туалетную бумагу и так далее. Считаю, что наблюдаемый нами ажиотаж – это следствие навязывания населению панических настроений с целью искусственного разжигания покупательской активности. Но на сегодняшний день в связи с наличием финансовых проблем у населения наблюдается падение спроса по всем группам товаров. Большинство закупилось в начале кризиса, и сейчас у них либо нет нужды в покупке продукции первой необходимости, либо уже нет возможности ее приобретать» (Представитель крупной оптовой компании Приморского края).
Денис Пажитнов, директор по продажам компании «Юнион»: «Продажи упали, в том числе и за счет исчезновения туристического трафика. Ресторация продукты практически не заказывает. Но значительно выросли продажи снековой продукции: чипсы, орехи и фисташки, семечки, сухарики, сухофрукты, попкорн, кукурузные палочки, крекеры, хлопья, мюсли, соломка, а также рыбные снеки (кальмары, вяленая рыба, колечки и пр.). Того, что люди чаще всего употребляют перед телевизором. Спрос на шоколад и мороженое не увеличился. Но отмечу, что спрос на бакалею до сих пор продолжает расти».
Производителям приходится подстраиваться под изменяющийся покупательский спрос. На смену гречке, консервам и макаронам в списке покупок россиян пришли мясная продукция, а также фрукты и овощи. Предполагается, что в некоторых странах может быть введена система нормированного потребления. Эта мера может способствовать накоплению запасов в условиях ограниченных поставок. Особенно это актуально для стран с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой – таких, как Италия, Франция и Испания.
Новые условия производства: для выработки прежнего объема продукции требуется больше времени. Так, мясная промышленность в США столкнулась с проблемой увеличения расстояния между рабочими на ленте, согласно новым правилам социального дистанцирования. Пришлось сократить часть сотрудников. Растут издержки на приобретение средств защиты: термометров, защитных масок и перчаток.
Что дальше?
Высока вероятность того, что и после снятия ограничений покупатели будут придерживаться стратегии экономии и покупать только необходимое, отдавая предпочтение магазинам с демократичными ценами и хорошими скидками.
«Здоровый» сегмент питания вырастет в цене. Согласно докладу ФАО, на фоне роста цен на скоропортящуюся продукцию здоровая еда подорожает.
Расширится влияние интернет-каналов сбыта продукции. Во время самоизоляции активизировалось множество онлайн-площадок продаж.
Тенденции и сценарии потребления можно и нужно встраивать в свои продуктовые стратегии.