Superfoods: сверх-еда или супер-реклама?

Суперфуды – новое слово в пищевой индустрии. Не имеет значения, насколько вы владеете английским языком – несложно понять, что в переводе это название обозначает что-то вроде «отличная еда».
Всё возвращается: в «лихие 90-е» и «золотые 00-е» бешеной популярностью пользовались всяческие товары с иноязычными приставками «супер», «экстра», «ультра», «мега». Многие прекрасно помнят «магические» чудо-пилюли: «кремлёвская таблетка» для похудения, всевозможные БАДы, «тайный способ наращивания мускулов», «секреты» увеличения разных частей тела (на выбор), панацея от всех болезней «SCP-500» (те самые красные капсулы в круглой коробочке), жиросжигающий кофе и т.д. и т.п. Поклонники рецептов «Как есть всё, что хочешь, и худеть» были счастливы. Однако со временем стало понятно, что всё это не работает. Можно выпить чаю для похудения в объёмах озера Байкал и не добиться желаемого результата. Да еще и получить в качестве бонуса поврежденные внутренние органы и подорванный иммунитет: практически все «чудо»-препараты имели очень агрессивные принципы действия на организм человека и серьёзный список побочки.

Теперь же вместе с массовым увлечением здоровым образом жизни и правильным питанием пришла мода на суперфуды. Продавцы «сверх-еды» обещают её потребителям крепкое здоровье, элегантную стройность, вечную молодость и бесконечную счастливую жизнь. Так ли это? Действительно ли суперфуды – это «сверх-еда»? Или просто пример удачной рекламы? Попробуем разобраться.
Суперфуды – это условное обозначение продуктов растительного происхождения, которые содержат предельно высокую концентрацию белка, витаминов, минералов, аминокислот, антиоксидантов и других полезных веществ при минимуме калорий. Эти продукты по причине своей «заморской прописки» приезжают с родины во «второй свежести» – в виде порошков или спресованные в таблетки.
К наиболее широко известным продуктам из этой категории относятся: ягоды годжи, семена чиа, водоросли спирулина и хлорелла, какао-бобы, ягоды асаи, мёд манука, кокосовое масло, яблочный уксус, сок витграса, крупа киноа... Экзотические названия вкупе с заманчивым лозунгом «feel better, looks younger, live longer» («чувствуй себя лучше, выгляди моложе, живи дольше») от отца-основателя суперфудной империи, известного сыроеда и вегетарианца Дэвида Вулфа не только гарантировали иноземным новинкам беспрепятственный вход на продовольственный рынок в категорию «правильное питание», но и обеспечили им хороший потенциал роста.

Ловкие рекламщики не преминули совершить беспроигрышный маркетинговый ход, напрямую увязав многолетнюю историю этих продуктов с крепким здоровьем, выносливостью и продолжительной жизнью древних племён, которые употребляли эти корешки-ягодки на регулярной основе. К примеру, ягодами годжи лакомились тибетские монахи, и поэтому якобы доживали до 120 лет, а спирулину ели индейцы майя. Семена чиа древние ацтеки считали источником сверхсилы и запасали в военные походы. Это растение было таким ценным, что на заре товарно-денежных отношений использовалось вместо монет. Во время колонизаторских захватов Латинской Америки испанцы запрещали инкам выращивать киноа и амарант, веря, что эти «семена дьявола» являются причиной «живучести» этого племени. На самых впечатлительных эти легенды действуют магнетически. Остальные – просто мечтают получить здоровье «из пакетика», не прикладывая никаких дополнительных усилий. Специалисты тем временем категорически советуют использовать суперфуды исключительно в роли питательной добавки к рациону питания. Тем более, что эффективность иноземных чудо-порошков научными данными не подтверждена.

«Суперфудом сыт не будешь», – рассудили наши соотечественники. И уже подготовили свой рейтинг сверхпитательных продуктов. Свекла, рыба, льняное масло, черника, облепиха, клюква, яблоки, фасоль, орехи, гречка, мёд – так звучит «суперфуд» по-русски. Эти продукты – более привычный (да и бюджетный, чего уж греха таить) источник витаминов, микроэлементов и антиоксидантов. Некоторые журналисты подхватили «модную» тему и развили её в ключе «Зачем платить больше?». Получаются своеобразные «продуктовые баттлы»: гречку нередко сравнивают с киноа (из-за приблизительно равного содержанию белка – 12,6 г. против 14 г. соответственно), по количеству витамина С облепиха может потягаться с ягодами годжи, клюква может составить конкуренцию ягодам асаи, а лён снижает аппетит подобно семенам чиа.
Тем не менее, важно не забывать, что никакие «суперфуды» не помогут – если съедены они любителем дивана в перерывах между пиццей и сковородой жареной картошки. Секрет хорошего самочувствия и внешнего вида на самом деле прост: это сбалансированный рацион, который нужен конкретному человеку при учёте его ритма жизни в определенный период времени для поддержания нормальной жизнедеятельности.