С какими трудностями столкнутся крупные производители продуктов питания в 2018 году?
Снижение содержания сахара без ущерба для вкуса и состава
Сокращение сахара в различных продуктовых категориях – одна из глобальных тенденций, которую не могут игнорировать как глобальные, так и локальные производители. Изменения, которые инициировали в FDA, коснулись вынесения информации на этикетку продуктов и обязывают производителей указывать добавленные сахар. Теперь компании стремятся сохранить качественные характеристики продуктов (вкус, сладость и насыщенность) с использованием меньшего количества сахара. Также для производителей становится приоритетным соответствие стандартам «чистой этикетки», а также использование ингредиентов, которые воспринимаются потребителями как более натуральные.
Отличия от конкурентов в условиях перенасыщенного рынка
За последние 10 лет пищевая промышленность претерпела столько изменений, что многим компаниям пришлось значительно расширять ассортимент, увеличивая количество категорий, в которых они раньше не работали. Отличаться от конкурентов становится все сложнее. Развитие экономики меняет потребительские рынки, рождается и умирает множество новых продуктов. Как следствие, привлечь внимание потребителей становится все сложнее, а добившись этого внимания приходится еще интенсивнее работать над его удержанием. Удивительно, но, как показывает практика, переизбыток выбора приводит к неожиданным последствиям – спрос снижается, потребители начинают меньше потреблять. Недостаточно назвать себя натуральным, органическим или еще каким-то продуктом, теперь нужно действовать более тонко и ненавязчиво.
Польза и удобство становятся решающими факторами
Один из значимых трендов последних лет – переключение с традиционных трех приемов пищи на более дробное, сбалансированное и частое питание, наступает эпоха снэков и перекусов. Поиск решений, которые позволили бы современному человек с одной стороны выбирать здоровое питание, а с другой – не сбавлять темп и не прерываться на приготовление пищи или ожидание в кафе и ресторанах, открывают новые горизонты для производителей. На сегодняшний день глобальной задачей для индустрии является ускорение эволюции «готового продукта» от пачки чипсов, пресного салата из отдела гастрономии или упаковки сомнительных печений до чего-то полезного и отвечающего стандартам здорового питания. Одним из этапов этой эволюции стало понимание необходимости отказа от ранее повсеместно используемых в пищевой промышленности трансжиров и переход к здоровым альтернативам. Для российского потребителя в условиях существующего информационного шума может показать неожиданным, но пальмовое масло – как раз здоровая альтернатива вредным трансжирам.
Готовность подстроится под переменчивые требования потребителей
Ни для кого не секрет, что потребители с каждым годом все больше внимания уделяют информации о продуктах, которые собираются купить. Перед тем как сделать выбор, потенциальные покупатели читают отзывы о товарах, изучают информацию, вынесенную производителем на этикетку, сравнивают цены и маркетинговые заявления. С ростом осведомленности растут и требования. По словам Брюса Фридриха, исполнительного директора The Good Food Institute, покупатель ищет продукты, вписывающиеся в его систему ценностей, при этом не готов жертвовать ни вкусом, ни удобством, ни ценой. То есть, задачей производителей на данном этапе становится разработка экологичных, полезных, «человечных» продуктов, которые буду соответствовать высоким вкусовым стандартам и при этом будут приемлемы по стоимости. На этом поле есть где развернуться продуктам на основе растительных ингредиентов – они попадают во все тренды.
Внимание к продовольственной безопасности
Совершенно ясно, что важнейшей задачей для как для игроков рынка, так и для законодательных структур является усовершенствование стандартов качества продуктов питания. На западе производители пересматривают внутренние стандарты управления и работают над оптимизацией цепочки поставок, так как давление потребителей на такие авторитетные структуры как FDA, USDA и CDC постоянно взрастает. Одним из важнейших инструментов взаимодействия потребителей и государственных организаций стал, конечно, интернет. Все чаще западные участники рынка сталкиваются с процедурами возврата продукции, которые могут приостановить полноценную деятельность продукции на недели. Забота о производстве и о потребителях становятся синонимичны.