Как торговые сети ловят нас в свои сети-2
В канун предновогодних распродаж продолжаем обзор маркетинговых капканов, ловко расставленных в продуктовых супермаркетах. О внешнем антураже, настраивающем на особый, «покупательский», лад, мы говорили в предыдущем материале Как торговые сети ловят нас в свои сети. Теперь пришел черёд конкретных «приёмов на поражение».
Перед Новым годом во всех магазинах появляются нарядно украшенные ёлки, которые так по-домашнему мерцают гирляндами, создавая атмосферу домашнего уюта, праздничное настроение и желание покупать и дарить подарки.
Круглый год покупателя на входе встречают прилавки со свежими овощами-фруктами. Их натирают до блеска, а иногда еще и опрыскивают водой для придания привлекательного товарного вида: известно, что глянцевая влажная поверхность ассоциируется со свежестью. Это сделано с расчётом на покупателя, который, приобретя полезный товар, в качестве компенсации захочет поощрить себя «вкусняшкой». Часто с той же целью на входе расставляют цветочные букеты. При этом ценник пишут мелом на чёрной грифельной доске – так выглядит еще более «а-ля натюрель»: как будто свежие цветы прямо этим утром доставили с клумбы маленькой загородной фермы. Вдохнув ароматы и приобщившись к природе-матушке, можно позволить себе и «немного лишнего» (а чаще – не немного).
Наверняка вы слышали поговорку: «Своя ноша – не тянет». Особенно если везёшь её в огромной тележке. Замечали, что размеры тележек в супермаркетах со временем становятся всё больше и больше, проходы между рядами – всё уже и уже, а навигация посетителей осуществляется против часовой стрелки? В магазине ничему случайному нет места: тележки гигантских размеров – чтобы забить их доверху. Исследования показали, что большие тележки заставляют покупать на 19% больше. С точки зрения психологии, у человека возникает потребность в заполнении пустого пространства, поэтому и глазу некомфортно видеть пару потрепанных луковиц, перекатывающихся на дне огромной повозки. Движение против часовой стрелки тоже продумано: оно заставляет постоянно поворачивать налево, смотря при этом вправо – именно там и размещают товары, которые в силу разных причин необходимо продать в первую очередь.
Проходы между рядами узкие – чтобы фокус обзора включал в себя одновременно ряды и справа, и слева. Когда вы держите в поле зрения стеллажи с обеих сторон, то видите (покупаете) больше. А в отделах с дорогой продукцией иногда пол выкладывают более мелкой плиткой, чтобы грохочущая тележка создавала иллюзию слишком быстрого темпа перемещения. Тогда вы замедляете шаг и тратите больше времени на рассматривание витрин, а следовательно, и расходуете больше денег.
Вместе веселее (и далеко ходить не надо). Поиск товаров первой необходимости (молоко, хлеб, яйца), разбросанных по всему супермаркету, зачастую напоминает квест. А вот найти рыбку к пиву, печенье к газировке или кетчуп к пельменям обычно не составляет никакого труда, потому что магазин заранее «позаботился» о вашем комфорте. На самом деле сопутствующие товары – еще один боеприпас из арсенала маркетологов.
Товары «по акции» и желтые ценники – «тяжёлая артиллерия» рекламщиков, знающих, что перечеркнутые цены действуют на покупателя магнетически. И чем больше разрыв между «старой» ценой и «сниженной» – тем выше искушение не упустить «выгодный» товар. При этом «новая» цена может ничем не отличаться от среднего ценника на данный товар в любом другом магазине.
Красиво оформленные стенды/полки создают иллюзию эксклюзивности предлагаемого на них товара, даже если на них выложены обычные чипсы. Мясо и колбасные изделия хорошо смотрятся на белом фоне, рыба кажется свежее на замороженной поверхности, а овощам «идут» деревянные прилавки – об этом прекрасно осведомлены даже начинающие маркетологи.
Оптом – дешевле! Этот девиз прочно укоренился в сознании россиянина. Но так ли это? Семейные упаковки рассчитаны на то, что вы возьмете больше необходимого. Какая-то часть вовремя недоеденного «пропадет» – и вуаля – «на том же месте в тот же час». В торговле существует еще такой прием, который называется «даунсайзинг» – изменение веса продукта без смены размера и дизайна упаковки. Так, в литровых пакетах молока может быть и 900 г, и 950 г. Трюк рассчитан на постоянных покупателей, не читающих этикетки полюбившегося бренда.
Бесплатный сыр – где?.. Для дегустации выбирают исключительно высококачественные продукты. Плюс психологический фактор: ну, как обмануть надежды доброжелательной девушки в костюме Снегурочки? Она так лучезарно улыбается и так искренне рассказывает о пользе предлагаемого товара… да и продукт, в принципе, совсем не плох.
Покупки со скуки. Стеллаж со всякой мелочёвкой возле касс – последняя возможность для ритейла запустить руку в ваш кошелек. Жвачки-шоколадки-батарейки – то, что вынужден подолгу рассматривать каждый покупатель, стоящий в очереди. От нечего делать рука сама тянется к «Сникерсу», а потом кладёт его в тележку: ведь, взяв в руки товар, очень трудно положить его обратно.
Фишки собираете? Вы еще вернётесь! Наконец, различные программы лояльности берут вас в плен надолго, привязывая к конкретному магазину, где у вас и карта скидок оформлена, и подарочный буклет почти заполнен вклеенными фишками на получение посудного сервиза/утюга/набора сковородок и пр.
Оказать достойное сопротивление вам поможет старый-добрый список покупок. Следуйте ему, приобретая только то, что действительно нужно вам и вашим близким, ведь известно, что 80% решений о покупке принимаются именно в магазине.