Как обманывают потребителя: фальсификация мясной продукции
Фальсификация - это подделка продукта, выдаваемая за настоящий продукт, как правило, используется с целью наживы.
Фальсификация мясной продукции для обмана потребителя в корыстных целях распространена достаточно широко, так как это достаточно дорогостоящий продукт, и на обмане можно заработать.
Ассортиментная фальсификация – замена видов мяса или использование субпродуктов и растительного сырья.
Технологический фальсификат
Говядина заменяется мясом диких животных, определяется подмена по реакции на гликоген, у диких животных уровень гликогена выше, кроме того, мясо диких животных более интенсивно окрашено, у диких животных отличается отложение жира, часто резких запах.
Птица. Птица считается диетическим продуктом, поэтому пользуется достаточно большим спросом. Как правило, здесь обман покупателя идет за счет недостоверных сведений о стране – производителе (очень часто за российских кур выдают импортное сырье).
Субпродукты фальсифицируются значительно реже, часто это замена, например печени или языка одного вида другим, печень подкрашивается, разрезается на порции, у языков убираются характерные признаки (например, кончик).
Полуфабрикаты. Фальсификация производится путем замены одного вида мяса другим и мясом низшей сортности соответствующего вида. Распознается по цвету мяса и жира, для большего сходства полуфабрикаты подкрашиваются. Натуральные полуфабрикаты подделываются заменой отрубов (вырезка – мякотью, бифштексы – лопаточной частью и тому подобное). Грубая подделка – добавление в полуфабрикат костной муки, крахмала, сои. На вид это определить практически невозможно, только по вкусу или пробам.
Колбасные изделия. Здесь обман покупателя особенно силен. Кроме замены дорогих сортов мяса дешевыми, используется мясо с просроченной годностью, добавлением сухого молока, сои, крахмала и другого. Если эти продукты не указаны в составе колбасы, это считается грубым нарушением законодательства. Но многие производители ингредиенты указывают, а вот процентное содержание – нет (это необязательная маркировка). При лабораторных исследованиях подобный фальсификат выявляется, но станет ли обычный потребитель отдавать колбасу на экспертизу, если не произошло отравления?
Предреализационный обман покупателя
Возможен при отсутствии маркировки на части изделия. Один вид колбасы подменяется другим – более дешевым. Обнаружить можно на разрезе, если вы хорошо знакомы с признаками приобретаемой колбасы. В более дешевой колбасе возможно наличие крахмала, он определяется с помощью капли йода (капля посинеет).
Квалиметрическая фальсификация
Связана с пересортицей колбасных изделий, товары низкого качества продаются по цене высококачественных. Сюда же относится использование несвежего мяса для производства колбас. Обнаружить можно только в лабораторных условиях или органолептическими методами (вкус, цвет, запах).
Количественная фальсификация
Осуществляется с помощью недовеса порционных кусков и откровенным обвешиванием. Распознавание – на контрольных весах.
Информационная фальсификация
Обман покупателей с помощью указания недостоверных или неполных данных о составе продукта, корреляция сроков годности, замена ТУ на ГОСТ в сопроводительных этикетках.
Правительство РФ на законодательном уровне ведет борьбу с фальсификатом на всех уровнях путем усиления ответственности за производство и продажу фальсифицированной продукции. Изъятием и уничтожением фальсификата занимается Роспотребнадзор.
Уничтожение санкционных продуктов питания получило широкий резонанс общественного мнения (крайняя точка – отдать продукты бедным и детям из детдомов). Но это необходимая мера, ведь фальсификат может угрожать здоровью населения (например: заражение сальмонеллезом, не прошедшими ветеринарный контроль).