Трудности перевода: как выглядит экоеда в заграничных интерьерах
В российских магазинах появятся специализированные отделы с продуктами, соответствующими закону об органической продукции, стандартам оценки всей линии производства — от засева до реализации, без химикатов и ГМО. С таким заявлением выступил заместитель министра сельского хозяйства РФ Иван Лебедев.
Растущий спрос на экологически чистую продукцию – закономерное явление в эру консервантов, красителей и фотошопа. Рынок органических продуктов стимулируют несколько факторов: неблагоприятная экологическая обстановка в мегаполисах, высокая доля химических добавок в продуктах пищепрома, активная пропаганда здорового образа жизни и правильного питания.
Что такое экологически чистая (натуральная) еда? Чёткого понимания у большинства россиян пока нет. Если попытаться очертить горизонт ожиданий, то это – выросшее, собранное, выловленное более-менее естественным способом. К сожалению, даже если вы поборете тягу к фаст-фуду/чипсам/пончикам и твёрдо вознамеритесь обратиться к недрам «землицы родной», на родине вас ждёт долгий и, скорее всего, безуспешный квест. В нашем отечестве ниша «чистого» питания пока только начинает заполняться.
Между тем, на Западе культ здоровой еды актуален уже два десятка лет. Державы-лидеры по производству «зелёной» продукции – Германия, Великобритания, Франция, США, Канада и Япония. Топ-10 биопродуктов в этих странах: зерновые и злаки (пшеница, соя, кукуруза и рис), масличные и кормовые биокультуры (кукуруза), фрукты, виноград (и продукты виноделия), ягоды, овощи, грибы, лекарственные растения.
Перспективное направление «здорового» рынка – разработка линейки продуктов здорового питания с заданным составом. Это продукты, пищевая ценность и химический состав которых смоделированы в соответствии с поставленными целями здорового питания. Их появление – результат альянса фермеров, медиков, учёных и технологов. А также ниша, которую могут занять некрупные сельские хозяйства.
Своё место на «здоровом рынке» понемногу завоёвывает непродовольственная биопродукция: ткани (в «зелёной» моде хлопок), товары для личной гигиены, ароматерапевтические препараты. Приобрести всю эту натуральность можно в удобном для вас формате.
Экоотделы в магазинах. «Зелёные» островки в масс-маркетах, продукция которых промаркирована как «эко», «bio», «оrganic». Основные недостатки: ограниченный ассортимент и невысокая доля свежей продукции – ритейлеры неохотно закупают скоропортящиеся товары.
Органик-маркеты. Самая раскинутая сеть в самой озабоченной здоровьем стране – американские магазины Whole Foods. Эта Мекка для адептов ЗОЖ включает в себя 350 торговых точек по всей стране.
Что вывело Whole Foods из крошечного магазинчика в Империю биопродукции:
+огромный ассортимент натурпродуктов качества organic lux (словно с них действительно не спускали глаз на всех стадиях производства – от поля до прилавка);
+креативная выкладка и стильное рукотворное решение витрин и вывесок (в компании работает целый штат художников-оформителей);
+повышение лояльности клиентов к высоким ценам за счёт акций, сезонных скидок и дополнительных сервисов. Например, при покупке мяса вы можете попросить повара приготовить его на пару́ – не отходя от кассы, что называется.
Евролавки. Консервативные европейцы предпочитают совершать покупки в более размеренной и камерной обстановке. На Старом континенте востребованы небольшие продуктовые лавки, у каждой из которых – собственное лицо, постоянная клиентура, уютная атмосфера. Ценятся здесь верность традициям, поэтому нередко огурчики на прилавке – прямиком с семейного ранчо, где фермеры трудятся целыми династиями. Конкурентное преимущество этого формата – доступная цена, обусловленная отсутствием посредников.
Экорынки. Не всем подходят рафинированные органик-бутики. Для поклонников непосредственности практически в каждом европейском городе открыты базарчики выходного дня. Приходя сюда, словно возвращаешься на рынок своего детства: овощи с грядки, непринужденное (весьма) общение, возможность выбирать, пробовать и торговаться. Риск обвесов здесь исключен – свою продукцию со всех окрестностей свозит эко-элита, для которой торговля на органик-рынке престижна, а репутация – превыше всего.
Онлайн-платформы. В эру информационных технологий всё большую популярность приобретают онлайн-заказы на интернет-площадках. Сервис Fresh Direct предлагает своим посетителям большой выбор «свежатины». Портал Local Harvest предоставляет информацию о натурхозяйствах Америки, так что каждый может найти в базе соседа-фермера и стать его постоянным покупателем.
Многие зарубежные эко-производители по собственной инициативе создают сайты, где можно заказать бесплатную доставку. Совсем не обязательно закупать картошку мешками. Индивидуальный подход к покупателю диктует новый тренд – моду на vegetable boxes («овощные коробки»). Через поисковик на сайте вы можете самостоятельно сформировать овощной набор «под себя»: свекла, два зубчика чеснока, три морковки – всё будет упаковано и доставлено в лучшем виде.
Прогрессивно мыслящие поставщики идут еще дальше и предлагают своим заочным посетителям recipe boxes («рецептурные коробки») – доставку ингредиентов для блюд, рецепты которых размещены на сайте. Кликаешь по картинке, оформляешь заказ и ждешь свой бокс для приготовления утки по-пекински или украинского борща.
Как же Западу удалось дойти до прогрессивности такой? Путь «зелёного движения» за рубежом не был гладок. Скоро расскажем о том, с какими трудностями на пути к «экологизации» еды пришлось столкнуться активистам за рубежом.