Топ-5 пищевых тенденций-2018, которые (не) оправдались
Ежегодно в декабре владельцы ресторанов подводят итоги уходящего года и делают прогнозы на следующий. Фортуна – дама капризная: трудно предугадать, куда сместится вектор потребительских предпочтений. Вспомним самые неожиданные фуд-предсказания на 2018-й год, касающиеся новинок в пищевой отрасли. Какие из заявленных тенденций оправдались, а какие на поверку оказались «пустышками»?
1. Растительные аналоги мясомолочной продукции. Мировой супер-тренд, к которому наши соотечественники присматриваются пока с подозрением. Между тем, гении бизнеса, отцы-основатели цифровых медиа-империй – Билл Гейтс (Microsoft), Сергей Брин (Google), Биз Стоун (Twitter) – вкладывают значительные инвестиции именно в стартапы по созданию мясозаменителей растительного происхождения. Мясо «из пробирки», отпечатанный на 3D-принтере стейк, бургер с растительной кровью, заменители куриных яиц и куриные стрипсы без курятины – то, что еще недавно казалось едой из сказки, вполне возможно, в недалёком будущем потеснит привычные свинину и куриные окорочка из морозилок рядовых граждан.
Название одного из производителей веганских продуктов – «Impossible food» – как нельзя лучше подходящий слоган для этого тренда. По прогнозам зарубежных аналитиков, мировой спрос на вегетарианские аналоги мясной пищи будет прирастать на 10% ежегодно. В России любопытство к «нетрадиционному мясу» испытывают, в основном, миллениалы и поколение Z – в силу возраста они обладают большей психологической гибкостью и открыты ко всему новому. Подробнее об этом тренде – см. Акулы бизнеса делают ставку на веганское «мясо»
2. Пока мир одержим аналогами мяса, в России большой популярностью пользуется встречное движение – мода на фермерские продукты. Сами того не подозревая, законодательницами этой фуд-моды стали бабульки, с незапамятных времен продающие на продуктовых рынках по всей стране пучки с петрушкой на развес и ягоды «со своего огородика». «Всё новое – хорошо забытое старое», – рассудили гастрономы и в свете повального увлечения здоровым питанием не преминули воспользоваться «секретами бабушки Агафьи». Это было мудрое решение: этикетки «эко» и «100% natural» туманят сознание городского жителя и даже ненатурально высокие цены не останавливают тех, кто хочет пить молоко «из-под коровы» и кушать помидоры «прямо с грядки».
По данным газеты «Коммерсант», в Москве за последние три года доля сегмента «крестьянские продукты» выросла в 3,5 раза до 714 единиц и занимает сейчас 15% от всего street-ритейла (продуктовых магазинов, которые расположены в помещениях, отданных под уличную торговлю).
3. Экспериментальная кухня – еще один чисто зарубежный тренд. Рестораторы не устают ломать голову, чем бы еще удивить пресыщенную публику? Суши в виде пончиков, бургеры с мороженым, мороженое с ароматом виски, латте в вафельном рожке, коктейли со вкусом пиццы – фантазии и изобретательности некоторых кулинаров остаётся только позавидовать. Среди новинок 2018-го: морской виноград (зелёная икра), цветочные блюда, чёрные десерты (цвет обусловлен активированным углём в составе), экзотические сочетания цвета и вкуса – русские в большинстве своём тяготеют совсем к другой пище.
5. Fast-casual (в переводе с англ. «быстро» и «повседневно») – это сеть недорогих ресторанов быстрого питания, нечто среднее между рестораном и точкой продажи фаст-фуда – востребованный за рубежом тренд, который на российских бескрайних просторах прижился тоже очень хорошо. Формат fast-casual предполагает некий гибрид из преимуществ обслуживания в «Макдоналдс» и ресторанного сервиса: еда вкуснее и разнообразнее, чем в стандартных бургерных, а обслуживание быстрее и демократичнее, чем в ресторане.
Опция «fast» включает в себя добавление кассы для удобства оплаты, продвижение доставки, услуги «еда с собой» и доступность самовывоза (для дистанционных клиентов в некоторых заведениях запущены вторые линии приготовления пищи). Налёт «ресторанности» заведениям в стиле fast-casual придает повышенная комфортабельность: керамическая «настоящая» посуда, наличие официантов, которые приносят заказ после оплаты на кассе, дизайн интерьера и освещение на уровень выше, чем в общепитах. «Дёшево и вкусно» – такой подход не мог не покорить славянскую душу. Совсем скоро поговорим о грядущих пищевых и ресторанных трендах-2019.
