Россияне все реже ходят в ресторан
Ресторанный холдинг «Росинтер» - единственная компания России в этом сегменте, которая регулярно публично отчитывается по финансовым показателям за год. На днях опубликованы результаты 2015 года. Итоги плачевны: убытки за год увеличились почти в два раза и составляют 391,6 млн рублей против 209 млн рублей в 2014 году.
Сергей Зайцев, президент «Росинтера» говорит, что прошедший год явился вызовом всей отрасли. У населения значительно снизились доходы, что привело к снижению потребительского спроса.
Что делать в таких условиях холдингу? Чтобы выжить, пришлось сократить офисные затраты на 20%. Валовая маржа выросла.
Справка: валовая маржа – разность выручки от реализации продукта и затрат на выработку продукта.
Но важно понимать, что снижение затрат – это ведь и сокращение рабочих мест. Основатель холдинга Р. Ордовский-Танаевский сообщил о закрытии 50 ресторанов и сокращении 300 рабочих мест. При этом открыто 23 ресторана в новых городах. В холдинг входят 310 ресторанов (в России, СНГ, Балтии, Европе), закрыты только в России. Проблемы в аренде (помещения арендуются за доллары), продуктовом эмбарго (поставщики-экспортеры попали под санкции). Но больше всего в снижении покупательской способности населения России.
По данным Росстата продажи в сетях общественного питания сократились на 6% (2015 год), сокращение чуть уменьшилось в первые месяцы 2016 года – 5,7%. Но пока говорить об увеличении спроса невозможно, так как в статистические данные попал январь с зимними «каникулами». А так как россияне не отправились в заграничные путешествия, то в популярных ресторанах людей было много.
Исследование маркетинговой компании Nielsen показывает, что из сетей общественного питания наибольшей популярностью пользуются фудкорты (зона питания в торговом центре), на втором месте сети быстрого питания (29%), на третьем – бары (24%). То есть предприятия низкого и среднего ценового сегмента. Рестораны занимают 11%, еще меньше – еда из автоматов (3%), но эта ниша в России пока почти не занята.
Для сравнения данные по Европе: рестораны полного обслуживания – 47%, сети быстрого питания – 37%.
Ресторатор Аркадий Новиков (холдинг Novikov Group) говорит о том, что людям не до развлечений, они значительно реже посещают рестораны, а потому приходится сдерживать рост цен на свои блюда. Впрочем, в этом есть положительная тенденция: в 2015 году холдинг открыл собственную сыроварню, где варит моцареллу, буратту, что удешевляет стоимость сыра. Начат совместный проект с агрохолдингом «Мираторг».
