Потребительский пессимизм начала года
Больше всего денег россияне вынуждены тратить на продукты питания. Об этом говорит исследование Gfk, которое проводилось в конце 2015 - начале 2016г.
Gfk - немецкая исследовательская компания, в РФ представлена отделом Gfk-Русь.
Потребительский пессимизм охватил не только регионы, но и Москву. Причем индекс настроения потребителя в столице ниже (62), чем средняя величина по России (69). Такое не наблюдалось даже в кризисные 2008-2009гг.
(Формула для расчета индекса – это разница положительных и отрицательных ответов +100. Чем больше ответов положительных, тем выше индекс).
Основные проблемы россиян: цены и экономическая ситуация, меньше их волнует коррупция и отсутствие работы. В целом в мире: цены, отсутствие работы, коррупция, криминальная обстановка.
Данные опросов на начало 2016 года:
- Рост цен ~ на 15%;
- Инфляция ~ 13%;
- Рост чека (единовременная трата) – на 10%;
- Частота покупок ~ рост на 4,5%.
Средние траты потребителя:
- Продукты питания ~ 82%;
- Средства личной гигиены ~15%;
- Средства для уборки – 2,4%.
Основное изменение составляющих чека – переход на более дешевые товары при практически неизменном перечне (то есть покупка более дешевых сортов, например, сыра, бюджетной косметики, покупка товаров на распродажах).
Расходы на ведение домашнего хозяйства:
- Пищевые жиры – увеличение на 35,4% (люди чаще стали готовить дома);
- Бакалея – на 23,8%;
- Яйца – на 22% (попытка замены мяса и домашняя кулинария);
- Корм для домашних питомцев – на 19% (подорожание продуктов питания вызвало замену домашнего приготовления корма на покупку готового).
Заключение Gfk: продолжаются тенденции 2015 года, которые выражаются в снижении спроса на дорогие продукты питания и замене их более дешевыми. Панических настроений (выражается в покупке продуктов длительного хранения, например, соль, крупы) не наблюдается.
