Как просмотр ТВ влияет на ожирение
Исследования подтверждают, что ежедневный просмотр телепередач в течение двух часов увеличивает вероятность ожирения на 23%. Находится все больше доказательств, что реклама на телевидении может являться причиной избыточного веса*.
Причины:
- поощрение бедного рациона;
- возможности нездоровых перекусов;
- уменьшение физической активности;
- помехи сну.
Ученые проанализировали рекламу на ТВ и пришли к выводу, что больше всего рекламы пищи с высокой калорийностью, низким содержанием питательных веществ, а также газированных напитков.
Поощрение нездорового питания
Реклама действует уже на подсознании, заставляя покупать именно эти продукты в магазинах, которые далеки от здорового питания. Причем особенно сильно такой маркетинг действует на детей, они начинают просить у родителей именно такие продукты, считая, что они вкусные и полезные.
Кроме того, брендовые продукты и напитки появляются в так называемой скрытой рекламе, то есть преподносятся как лучшие во всевозможных телевизионных шоу и даже в художественных фильмах.
Отмечено, что если человек смотрит фильм, где часто едят, шоу про приготовление пищи, даже мультфильмы, где фигурирует еда, то он съедает на 45% больше всевозможных продуктов, которых условно можно отнести к закускам (сухарики, чипсы, бутерброды) и пьет больше напитков**.
После доклада врачей на конференции по питанию в рамках организации объединенных наций 15 компаний по производству продуктов питания и напитков (среди которых Макдональдс, Кока-Кола) объявили, что сдвинут маркетинг на ТВ в сторону рекламы полезных продуктов и напитков. Но такое вряд ли представляется возможным, так как продуктов здорового питания на предприятиях не производят.
Нездоровые перекусы
Замечено, что во время рекламы зрители хотят именно рекламируемый продукт. Итак, реклама заставляет нас потреблять то, что рекламируется, при этом рука тянется к холодильнику именно во время просмотра ТВ, а просмотр заставляет загружать в холодильник то, что рекламируется. Рекламируются не яблоки и прочие фрукты, а сухарики и чипсы, в лучшем случае, сок.
Снижение физической активности
Есть еще несколько неявных действий просмотра ТВ: человек меньше движется. Причем современные приборы позволяют уже не вставать для выключения телевизора, переключения каналов. Ребенок смотрит мультфильмы, вместо подвижных игр, подросток - вместо встреч с друзьями, молодежь - вместо дискотек, взрослые - вместо прогулок. Любители ТВ становятся его рабами.
Нарушения сна
Есть еще опасность - возможность заснуть во время просмотра. Учеными доказано, что сон при включенном телевизоре опасен для здоровья и беспокоен. Это связано с нарушением выработки гормонов.
В заключение: группа людей с избыточной массой в США подала совместный иск о том, что реклама "сознательно навязывает вредную еду", а на "товарах нет информативных этикеток об угрозе ожирения".
*Пищевой маркетинг: угроза или возможность? Институт медицины, Вашингтон, США
**Harris JL и др, эффект ТВ-рекламы на пищевое поведение, журнал "Медицина и здоровье", США
