Как Европа будет бороться с мошенничеством в пищевой отрасли?
Еврокомиссия начинает активную фазу борьбы с мошенничеством в пищевой отрасли. В рамках противодействия обману в пищевой отрасли начинает работу Центр знаний по вопросам продовольственного мошенничества и качества продуктов питания, который будет находиться под управлением Объединенного исследовательского центра (ОИЦ) - the Joint Research Centre (JRC) и финансироваться Европейской комиссией.
Как заявила Еврокомиссия, опасения по поводу продовольственного мошенничества и качества продуктов питания подрывают доверие потребителей и нарушают цепочку поставок. Выявленные случаи мошенничества уже подпортили репутацию оливковому маслу, вину, меду, рыбе, молочным продуктам, мясу и домашней птице, а эти продукты находятся на важном месте в системе ценностей европейских потребителей. В борьбе с пищевым мошенничеством Центр будет использовать средства массовой информации для заблаговременного предупреждения.
Неоднозначное качество
Доверие потребителей также подрывает следующая проблема. Продукты одного и того же бренда могут различаться по составу в зависимости от региона продаж, но при этом быть в идентичной упаковке. То есть, купив один и тот же шоколадный батончик или баночку с десертом в, скажем, Германии и во Франции, можно обнаружить разницу в качестве продукта. И вот создаваемый Центр будет координировать контроль за качеством, составом и потребительскими свойствами продуктов питания, производимых под одним брендом и продаваемых в разных странах ЕС.
Ожидается, что метод тестирования качества продуктов будет разработан к апрелю 2018 и с результатами можно будет ознакомиться уже в конце текущего года.
Центр будет в основном сотрудничать с подразделениями Еврокомиссии, регулирующими производство и поставки продуктов питания и кормовых продуктов, сосредоточившись на защите прав потребителей и потребностях организаций в рамках пищевой отрасли. Однако, юридическое определение мошенничества в пищевой сфере и связанные с ним факторы не будут входить в ряд компетенций Центра.
Одной из задач Центра является развитие и дополнение Сети противодействия пищевому мошенничеству ЕС, посредством обеспечения тесного взаимодействия между наукой и политикой. В состав Центра войдут как эксперты Еврокомиссии, так и другие специалисты. Размер рабочих групп будет определяться индивидуально в зависимости от задачи.
Центр знаний по вопросам продовольственного мошенничества и качества продуктов питания будет выпускать информационные бюллетени, создавать базы данных и готовить отчеты. Важным аспектом станет коммуникация с общественностью посредством веб-сайта Центра. Взаимодействие с Еврокомиссией и властями государств-членов ЕС будет строиться через руководящую группу экспертов.
Потребитель должен быть уверен в качестве
Перед открытием Центра, Тибор Навраксик, комиссар по образованию, культуре, молодежи и спорту, ответственный за ОИЦ, прокомментировал позицию ЕС в отношении пищевого мошенничества. По его словам, продукты питания - это область, где наука может наглядно продемонстрировать свою силу простым потребителям. Соблюдение высоких стандартов качества продуктов питания сложно переоценить, а мошенничество в пищевой отрасли – это транснациональная преступная деятельность, и ответные действия ЕС должны быть жесткими и однозначными.
Центр поможет защитить целостность цепочки поставок, производства и продаж внутри ЕС, а также будет работать над качеством продуктов, а также способствовать сбору и обработке научных данных в пищевой сфере. Борьба с необоснованной дифференциацией - продажей в разных регионах продуктов различного качества в идентичной упаковке уже началась.
Контроль за качеством продуктов питания в России
«Плоды» мошеннической деятельности на полках супермаркетов явление для России уже тоже не новое, причем от некоторых методов недобросовестной конкуренции страдают не только честные производители, но и потребители. Не первый год идет борьба с фальсификатом – неправильными молочными продуктами, колбасой, конфетами. Сложно найти продуктовую категорию, в которой бы все было прозрачно. Борьба с фальсификатом идет, но, к сожалению, из-за размытости понятий и неоднозначности методов оценки не всегда возможно наказать виновных. Взять, к примеру, фальсифицирование молочной продукции. Газетные заголовки кричали про то, что в молоко подмешивают гипс, мел, чуть ли не опилки и… растительные жиры. О том, что заменять молочный жир растительным для какой-либо экономической выгоды в продукте, где жира 1-3% попросту нецелесообразно, подумали далеко не все, зато на популярной теме растительных жиров проехались.
Демонизация растительных жиров привела к тому, что полезный по своей сути компонент, который активно используют в развитых странах, стал синонимом фальсификата. А это далеко не так. Виноват не ингредиент, а нечестный производитель. Страшно представить, какие усилия Минздраву и популяризаторам здорового образа жизни придется приложить через пару-тройку лет, чтобы объяснить потребителям, что спред с растительными жирами – это здоровая альтернатива животным жирам. Разумеется, будет это после того, как органы контроля смогут навести порядок на рынке, и сливочным маслом будет называться только сливочное масло, а спредом – спред.
