ГМО безвредны?
На сайте Национальной Академии наук США появился официальный отчет о безвредности ГМО, занимающий 407 страниц. В отчете собраны результаты многочисленных исследований (более 900 научных публикаций) генетически модифицированных сельскохозяйственных культур за последние 20 лет. Документ рецензировали 26 независимых экспертов. Все они были согласны с выводами из отчета. Исследования показывают отсутствие какого-либо серьезного воздействия ГМ-растений на здоровье человека и животных. Комиссия не зафиксировала ни одного факта вредного воздействия генетически модифицированных культур на человека.
88% ученых Американской Ассоциации содействия развитию науки считают, что ГМО безвредны. Но население другого мнения: лишь 37% считают потребление продуктов с ГМ-растениями безопасными.
Отчет призван развеять отрицательное отношение к ГМО.
Краткие выводы:
- Отрицательного воздействия на окружающую среду не замечено: ГМ-организмы не вытесняют естественные, не мешают видовому разнообразию;
- Передача встроенных генов диким растениям признана безопасной;
- При потреблении в пищу генетически измененных культур среди лабораторных животных не выявлены случаи ожирения, аутизма, заболеваний почек, ЖКТ, онкологии;
- Не существует разницы между растениями, полученными с помощью селекции, и генного изменения;
- Польза генной модификации очевидна: получение лучших урожаев, устойчивость к вредителям. Хотя экономический эффект преувеличен, фермерам требуются другие затраты, сопряженные с выращиванием ГМ-культур.
Немного истории: Первая генетически измененная кукуруза появилась так. В руки американцев попала странная кукуруза из России. Вскоре ученые поняли, что деформация початков вызвана отсутствием одного гена. Открытие этого гена способствовало выявлению генома урожайности. Мутация этого гена привела к увеличению зерен в початках.
А теперь спустимся с небес на землю.
Эксперты называют большое количество фактов о безвредности ГМО доказательными, подтвержденными долгосрочными данными о здоровье животных. Вместе с тем они отмечают, что планирование и проведение кормления животных не было оптимальным. То есть исследования ограничены во времени, поэтому невозможно предугадать, что произошло бы, если бы такими продуктами кормили животных всю жизнь. Кроме того, не изучены отдаленные последствия на организм. Даже если на грызунов генетическая модификация пищи не оказывает влияния, не факт, что это произойдет с человеком.
Нет никаких особых оснований полагать, что имеющиеся в настоящий момент культуры идентичны их природным аналогам. Процессы генетической модификации могут оказаться небезопасными для человека.
Эксперты США утверждают, что ГМ-растения не влияют на здоровье. Вместе с тем количество людей с хроническими заболеваниями в той же Америке резко возросло с 1996 года. Именно с появлением генетически-модифицированных культур.
По данным той же НАН, но от 2005 года, семена растений с генными изменениями распространяются по миру, остановить этот процесс, если вдруг выявятся какие-то вредные последствия ГМО, невозможно.
Генетическая модификация не решает заявленной проблемы о дешевой продукции, способной накормить всех голодных. Во-первых, потому что пока семена таких культур не являются устойчивыми, через несколько лет сорт вырождается, требуется покупка новых семян. А выращиваются они только в специальных лабораториях, стоят дорого, все культуры запатентованы. Получить новый сорт с заданными свойствами практически невозможно, а известный – нельзя.
Есть сведения и о том, что генетическая модификация не столь значительно повышает урожайность культур, как об этом заявляют.
Отдаленные последствия – появление новых устойчивых к гербицидам насекомых и сорняков. Ученые внедряют ген, благодаря которому картофель не ест колорадский жук (например), так через несколько лет появляется суперколорадский жук, который эту картошку с удовольствием поедает.
Так что выводы НАН США не являются однозначными. Проводятся многочисленные эксперименты, но тем не менее, например, Европейская комиссия не приходит к однозначным выводам о безопасности ГМО. Никто не может дать гарантии, что негативные последствия потребления генетически модифицированных организмов не проявятся через поколение.
